Как киноман с многолетним стажем, я всегда восхищался тем, как рождаются по-настоящему великие фильмы. За каждым шедевром стоит не только талантливый режиссёр, но и гениальный сценарист. Сегодня я хочу поделиться своим анализом десяти величайших творческих союзов между писателями и режиссёрами в истории кинематографа.
Конечно, существуют режиссёры-авторы, которые сами пишут сценарии, но это две разные формы мастерства. В любом случае, всё начинается с истории, персонажей, диалогов и тем — результата совместной работы режиссёра и сценариста.
10. Берт Кеннеди и Бадд Беттихер (1956-1960)

Ключевые работы: «Семь человек с этого момента», «Большой страх», «Одинокий всадник»
Начну с дуэта, который многие недооценивают. Кеннеди позже сам стал режиссёром, но его сотрудничество с Беттихером в конце 1950-х произвело революцию в жанре вестерна. Сам Беттихер называл их фильмы не категории «Б», а категории «В» — настолько низким был бюджет, что они могли рисковать больше обычного.
Меня поражает, как они исследовали взрослые темы изоляции, морали и искупления в рамках, казалось бы, простых вестернов. Все их фильмы длились менее 80 минут, но каждая минута была на вес золота.
9. Пол Шрейдер и Мартин Скорсезе (1976-1999)

Ключевые работы: «Таксист», «Бешеный бык», «Последнее искушение Христа»
Как сценарий, написанный в объективной манере, превращается в высоко субъективное и личное повествование? Этот вопрос меня долго мучил, пока я не погрузился в изучение их сотрудничества.
Шрейдер, сам талантливый режиссёр, начинал как сценарист, а Скорсезе искал материал. Их объединяла любовь к кинематографу и глубокое понимание формы. Возможно, именно противоречие их стилей делало этот союз таким продуктивным.
К сожалению, Шрейдер считал их последнее сотрудничество «Воскрешая мертвецов» финальным, заметив: «Раньше в комнате были писатель и режиссёр, теперь там два режиссёра».
8. Тонино Гуэрра и Андрей Тарковский (1983)

Ключевые работы: «Ностальгия», «Время путешествия»
Несмотря на всего один год сотрудничества, этот союз произвёл на меня неизгладимое впечатление. Тарковский, живя в изгнании из России и снимая «Ностальгию» в Италии, подружился с поэтом и писателем Гуэррой.
Гуэрра работал с такими гигантами европейского кино, как Феллини, Антониони, братья Тавиани, но почему именно один фильм с Тарковским стал прорывным событием? Возможно, дело в смешении итальянской и русской культур или в союзе двух гениев, выражающих одну точку зрения.
7. Чарльз Ледерер и Говард Хоукс (1940-1953)

Ключевые работы: «Его девушка Пятница», «Солдат в юбке», «Джентльмены предпочитают блондинок»
Хоукс умел переключаться между экшеном, триллером, вестерном и комедией как никто другой. А его культовые комедии стали возможными благодаря сценаристу Ледереру.
Их острые диалоги, остроумные персонажи и сцены, которые можно пересматривать бесконечно, сделали их классиками. Несмотря на строго профессиональные отношения, Ледерер понимал, как работает Хоукс, и не выходил за рамки комедийного жанра.
6. Кобо Абэ и Хироши Тэсигахара (1962-1968)

Ключевые работы: «Западня», «Женщина в песках», «Чужое лицо»
Самый оригинальный дуэт в моём списке. Абэ и Тэсигахара создавали постмодернистские произведения, исследующие сюрреализм, абсурдизм и критику японского общества.
Каждый их фильм погружает в уникальную зловещую атмосферу. По архивным интервью, они работали очень тесно, обсуждая темы и настроение фильмов. Поскольку Абэ адаптировал собственные романы, он мог обдумывать материал годами.
5. Чезаре Дзаваттини и Витторио де Сика (1944-1973)

Ключевые работы: «Шуша», «Похитители велосипедов», «Умберто Д.», «Чочара»
Весь итальянский неореализм обязан этому дуэту огромной долгой. Они показали документальный реализм социальных норм, снятый камерой и развитый в комедийные фильмы о простых людях Италии.
Их первые работы фокусировались на личности, её целях и окружении в послевоенной Италии. Они заботились о создании настоящих человеческих эмоций, иногда работая только с наброском и непрофессиональными актёрами.
4. Кшиштоф Песевич и Кшиштоф Кеслёвский (1985-1993)

Ключевые работы: «Без конца», «Декалог», трилогия «Три цвета»
Оба Кшиштофа работали в философском, государственном и гуманистическом подходе как в Польше, так и за её пределами. Кеслёвский достиг пика карьеры после встречи с Песевичем, который в то время был юристом.
Их фильмы исследовали актуальные вопросы, но возвышали их до поэтического ренессанса. Их мотивы объектов, взаимосвязанности персонажей, настроения времени и пространства показывали, что они действительно значили нечто большее для обычного зрителя.
К сожалению, Кеслёвский умер в 1996 году, когда они готовили трилогию «Рай, Ад и Чистилище».
3. Эннио Флайано, Туллио Пинелли и Федерико Феллини (1950-1990)

Ключевые работы: «Дорога», «Сладкая жизнь», «8½», «Джульетта и духи»
Охватывая всю фильмографию Феллини, его ближайшие писатели никогда не отходили далеко от его цирковского разума. Работая втроём или по отдельности, они создавали шедевр за шедевром.
С этими двумя писателями Феллини эволюционировал от единого повествования неореализма к фильмам с множеством запоминающихся персонажей, от эпизодической структуры к арт-хаусной изобретательности.
2. Хидео Огуни, Рюдзо Кикусима, Синобу Хасимото и Акира Куросава (1952-1993)

Ключевые работы: «Жить», «Семь самураев», «Трон в крови», «Злые остаются живыми», «Ран»
Иногда требуется больше одного сценариста. Куросава сотрудничал с несколькими сценаристами почти пять десятилетий, но с Огуни, Кикусимой и Хасимото он действительно процветал.
Куросава всегда верил, что именно сценарий делает фильм великим, поэтому держал этих людей рядом всю жизнь. Они могли переходить от самурайских фильмов эпохи Эдо к послевоенному Токио, сохраняя темы жадности, трагического исторического насилия и человечности.
1. И.А.Л. Даймонд и Билли Уайлдер (1957-1981)

Ключевые работы: «В джазе только девушки», «Квартира», «Азарт удачи», «Федора»
После того как Чарльз Брэкетт покинул Уайлдера после 11 совместных работ, режиссёр оказался в затруднительном положении. Ему нужна была вторая рука для написания сценариев при переходе от фильм-нуара к более лёгким гуманистическим комедиям.
Они исследовали комедийные подходы, вращающиеся вокруг персонажей, ищущих любовь и отношения. Их быстрый ритм никогда не утомлял зрителей, а фразы вроде «никто не совершенен» стали классикой.
Это действительно был союз, созданный на небесах — Голливуд обожал их фильмы так же, как и зрители. Даймонд даже стал ассоциированным продюсером по просьбе Уайлдера.
Заключение
Изучая эти творческие союзы, я понял, что великое кино рождается именно в момент слияния двух талантов — когда сценарист и режиссёр находят общий язык. Некоторые отношения были интенсивными, другие строго профессиональными, но все оставили неизгладимый след в истории кинематографа.
Эти десять дуэтов доказывают, что за каждым великим фильмом стоит не только визионер-режиссёр, но и мастер слова, способный перенести идеи на бумагу, а затем — на экран.