Будем честными — первый год нового десятилетия выдался не самым многообещающим для кинематографа. Пандемия серьезно ударила по киноиндустрии, и многие премьеры были отложены или отменены вовсе. Но это дало мне прекрасную возможность оглянуться назад и проанализировать лучшие мужские роли в кино, которые подарил нам 21 век.
Я решил разделить свой список на мужские и женские работы — настолько много великолепной игры мы увидели за эти годы, что одного рейтинга явно недостаточно. Понимаю, что такие списки всегда вызывают споры, поэтому сначала упомяну тех, кто едва не попал в мой топ-10: Том Хэнкс («Изгой»), Бруно Ганц («Бункер»), Дэниэл Калуя («Прочь»), Рэйф Файнс («Отель „Гранд Будапешт»»), Тони Люн («Любовное настроение»), Оскар Айзек («Внутри Льюина Дэвиса»), Махершала Али («Лунный свет»), Майкл Фассбендер («Стыд») и Леонардо ДиКаприо («Волк с Уолл-стрит»).
А теперь к основному списку.
10. Денис Лавант — Корпорация «Святые моторы» (2012)

Вряд ли вы найдете более странный фильм, вышедший в последнее десятилетие, а может и за весь век, чем фантастическая комедия Леоса Каракса 2012 года «Святые моторы». Лента следует за человеком, который, похоже, является актером, воплощающим множественные роли в течение одного дня — от бездомного попрошайки до артиста захвата движений, от умирающего на смертном одре до китайского гангстера и его двойника, которые в итоге убивают друг друга.
Чтобы сыграть все эти роли, нужен характерный актер такого хамелеонского качества, какого мы не видели со времен Питера Селлерса. И тут появляется Денис Лавант. Каракс описал кастинг Лаванта так: «Если бы Денис сказал „нет», я бы предложил роль Лону Чейни, или Чаплину, или Питеру Лорре, или Мишелю Симону — всем, кто уже мертв».
После просмотра фильма легко понять, что он имел в виду. Лавант обладает одним из самых характерных лиц, когда-либо запечатленных на пленке, а его впечатляющая физическая подготовка делает его актером мечты для любого режиссера.
Из всех персонажей, которых играет Лавант, особенно выделяется Месье Мерд — гротескный обитатель канализации, больше похожий на монстра в духе Чейни, чем на настоящего человека. Впечатляет, что каждая роль Лаванта кажется абсолютно убедительной, несмотря на свою поверхностную абсурдность. «Святые моторы» — сюрреалистический шедевр, который должен посмотреть каждый, хотя бы ради Лаванта, доказавшего, что он — современный «Человек тысячи лиц».
9. Дензел Вашингтон — «Тренировочный день» (2001)

Немногие актеры 21 века заслужили столько похвал от критиков и зрителей, как Дензел Вашингтон. Титан сцены и экрана, Вашингтон получил почти все крупные награды, которые может выиграть актер. Его работы в «Гангстер», «Малкольме Икс» и «Оградах» следует считать одними из лучших в истории кино.
Однако венцом творчества Вашингтона стал фильм 2002 года «Тренировочный день», где он сыграл детектива-сержанта Алонзо Харриса — возможно, самого коррумпированного копа в истории кинематографа.
Вашингтон редко играет злодеев, поэтому наблюдать за его жестоким и презренным исполнением — это современный эквивалент Генри Фонды в «Однажды на Диком Западе». На протяжении фильма мы видим, как Харрис заставляет новичка-напарника курить марихуану с ФЦП, вершит свое извращенное правосудие над преступниками и запугивает местные районы настолько, что больше напоминает короля мафии, чем полицейского.
Но сцена, которая закрепляет эту роль как величайшую в карьере Вашингтона, — это момент, когда люди, жившие в страхе, наконец восстают против него. Вашингтон играет сцену с таким количеством эмоций, что это похоже на прохождение всех пяти стадий горя: от пустых хвастливых речей до предложения денег толпе, и наконец принятие того, что его империя действительно рухнула.
8. Чхве Мин Сик — «Олдбой» (2003)

Возможно, самый значительный прорыв в кино за последние два десятилетия произошел не благодаря отдельному актеру или режиссеру, а целому движению. Я говорю о поразительном мировом успехе южнокорейского кинематографа, который достиг кульминации в этом году с триумфом «Паразитов» Пон Чжун Хо — первого иностранного фильма, выигравшего «Оскар» за лучший фильм.
Однако всем движениям нужна отправная точка, и она пришла с триллером Пак Чхан Ука 2003 года «Олдбой». Фильм известен впечатляющими боевыми сценами, мощными темами и, особенно, экстраординарным исполнением главной роли Чхве Мин Сиком.
Чхве играет О Дэ Су — человека, который загадочным образом провел в заключении пятнадцать лет, а затем был освобожден из плена без видимых причин. Психически нестабильный Дэ Су жаждет мести за похищение и последующие пытки, но вместо этого раскрывает заговор, который в итоге лишит его последних остатков рассудка.
Чхве играет человека, одержимого жаждой мести, с растрепанными волосами и дикими горящими глазами — он готов дойти до края света и убить любого, кто встанет на пути к истине. Чхве оказывается актером такой непредсказуемости, что невозможно угадать, что он сделает дальше — будь то сцена поедания живого осьминога или избиения бесконечного потока головорезов молотком.
7. Кристоф Вальц — «Бесславные ублюдки» (2009)

Квентин Тарантино славится многими вещами, одна из самых заметных — способность создавать мгновенно узнаваемые роли для актеров, позволяя им дать лучшие выступления в карьере. К самым признанным относятся Брэд Питт в «Однажды в Голливуде», Ума Турман в «Убить Билла» и Сэмюэл Л. Джексон практически в каждом фильме с Тарантино.
Однако для меня лучший персонаж, которого когда-либо создал Тарантино, — это полковник Ганс Ланда, высокопоставленный офицер СС и воплощение банальности чистого зла. Сам режиссер говорил, что считал — ни один актер не способен справиться с этой ролью. До встречи с Кристофом Вальцем.
Сказать, что роль Ланды стала прорывом для австрийского актера, — мягко говоря преуменьшение. Она буквально катапультировала его к суперзвездности. Он выиграл почти все крупные актерские награды, включая «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA за лучшую мужскую роль второго плана, а также приз за лучшую мужскую роль на Каннском фестивале.
Зрители сразу испытывают страх перед Ландой, но не могут не поддаться его игривому обаянию. Его дотошный и расчетливый способ, которым «Охотник на евреев» ловит свою добычу, напоминает кота, играющего с едой — садистский до мозга костей. Самое тревожное в исполнении Вальца то, как он показывает, что офицера СС на самом деле не волнует нацистская идеология — он просто выполняет свою работу, потому что хорошо в ней разбирается.
6. Антонио Бандерас — «Боль и слава» (2019)

За всю историю кино сложились поистине замечательные партнерства между режиссером и актером. Одно из самых знаменитых, которое продолжается до сих пор, — это Педро Альмодовар и Антонио Бандерас, два имени, синонимичные испанскому кинематографу. Предыдущие совместные работы привели к лучшим произведениям в карьере обоих: «Свяжи меня!», «Женщины на грани нервного срыва» и «Кожа, в которой я живу».
Но их последняя совместная работа, «Боль и слава» 2019 года, вполне может стать magnum opus обоих мужчин. Бандерас играет Сальвадора Мальо, знаменитого режиссера, свободно основанного на самом Альмодоваре. Мальо находится в упадке не только в карьере кинематографиста, но и в здоровье — он борется с героиновой зависимостью и страдает от множественных физических недугов.
В момент жизни, когда он чувствует такую изоляцию и пустоту, режиссер переживает самые яркие воспоминания из своей жизни. Мальо оглядывается на ключевые моменты: детство с обожающей матерью, первую взрослую любовь и её душераздирающий конец, открытие кино и последующий успех.
Бандерас фактически играет Альмодовара, и хотя он носит фирменные взъерошенные волосы режиссера и эксцентричную одежду, актер обнажает душу на экране, создавая исполнение, которое идеально балансирует реализм с романтизмом. В карьере, полной великолепных ролей, это самая сложная роль Бандераса на сегодняшний день.
5. Хавьер Бардем — «Старикам тут не место» (2007)

Хавьер Бардем ворвался к американской аудитории на рубеже веков с фильмом 2000 года «Пока не наступит ночь», который дал зрителям первый взгляд на взрывной талант испанского актера. Завоевав еще большее признание за роли в «Бьютифул», «Вики Кристина Барселона» и «007: Координаты „Скайфолл»», особенно от Фрэнсиса Форда Копполы, который назвал его наследником таких титанов актерского мастерства, как Аль Пачино, Джек Николсон и Роберт Де Ниро.
Трудно представить более высокую похвалу. Однако из всех его ролей одна выделяется как лучшая на сегодняшний день — киллер Антон Чигур в современных актерах «Старикам тут не место» 2007 года.
От омерзительно плохой стрижки до странного выбора оружия — пневматического пистолета для забоя скота — было ясно, что этот персонаж надолго останется в памяти любого, кто его увидит. Однако что делает роль по-настоящему ужасающей, так это холодная и беспощадная манера Бардема. Большую часть времени его глаза кажутся настолько безжизненными, что напоминают Франкенштейна Карлоффа — фактически, Чигур может быть еще более чудовищным.
Почти любой, кому не повезло встретиться с Чигуром, находит свой конец; многие киноведы сравнивают персонажа с воплощением самой Смерти — неостановимой сущности, забирающей души везде, где проходит. Единственный шанс для его жертв избежать ужасной участи — если им повезет правильно угадать подбрасывание монеты.
4. Хоакин Феникс — «Мастер» (2012)

Для меня нет актера, который бы так определил 2010-е, как Хоакин Феникс. Только что сойдя с взрывного исполнения в «Джокере», которое принесло ему первый «Оскар», а также заслужив дополнительное признание за роли в «Она» и «Тебя никогда здесь не было», Феникс еще больше утвердился как один из самых интенсивных и преданных актеров, работающих сейчас.
Однако если бы мне нужно было выбрать одно его исполнение, которое лучше всего демонстрирует его положение как одного из лучших актеров своего поколения, это была бы роль Фредди Куэлла в «Мастере» Пола Томаса Андерсона.
Куэлл — травмированный ветеран Второй мировой войны, который чувствует себя не на своем месте в послевоенном обществе и часто демонстрирует эксцентричное поведение, включая вспышки гнева и акты жестокого насилия. В конце концов он встречает Ланкастера Додда (Филип Сеймур Хоффман), мгновенно подружившись с ним и быстро увлекшись его странными философскими учениями.
Невозможно оторвать глаз от Феникса на протяжении всего фильма — его собственные глаза полны насмешливого презрения к людям, но также отражают годы крайних лишений и болезненных воспоминаний. Самый известный момент в фильме — сцена, где Додд «обрабатывает» Куэлла, уже считающаяся одной из лучших сцен между двумя актерами, когда-либо запечатленных на пленке.
3. Хит Леджер — «Темный рыцарь» (2008)

Никогда со времен Джеймса Дина смерть актера не вызывала столько трагедии в киноиндустрии, как собственная смерть Хита Леджера в 2008 году. Леджеру было всего 28 лет, когда он умер, на четыре года старше Дина, и за такую ужасно короткую карьеру он смог достичь наследия как один из лучших актеров своего поколения.
От прорывного хита «10 причин моей ненависти» до душераздирающей роли в «Горбатой горе», Леджер оставил серию исполнений, которые заслужили уважение таких легенд, как Майкл Кейн, Гэри Олдман и Дэниэл Дэй-Льюис. Но ни одна из этих ролей не сравнилась с его посмертным шедевром — ролью Джокера в «Темном рыцаре» Кристофера Нолана.
Когда было объявлено, что Леджер сыграет Джокера, это вызвало насмешки со стороны фанатов комиксов. Двенадцать лет спустя трудно представить кого-то более подходящего для этой роли. Он описывал Джокера как психопатичного, массово убивающего, шизофренического клоуна с нулевой эмпатией — и актер воплотил все это и даже больше.
Зрители сразу же притягивались к его магнетической энергии настолько, что видели за изуродованным гримом персонажа настолько непредсказимого, что боялись моргнуть, когда он был на экране. Трагично знать, что Леджер никогда не насладился обожанием и успехом, которые последовали бы за этой ролью — несомненно, это запустило бы его в статус самого большого актера в мире, но, по крайней мере, он оставляет исполнение настолько знаковое, что оно навсегда останется в истории кино.
2. Филип Сеймур Хоффман — «Капоте» (2005)

Лучшие исполнения — это когда зрители полностью забывают, что смотрят на актера в гриме и костюмах, и верят, что видят реального человека. Еще сложнее для актера сделать это, играя реально существовавшую личность. Трумэн Капоте был одним из самых известных писателей, которых когда-либо создавала Америка, а также обладал одной из самых громких и характерных личностей среди знаменитостей той эпохи.
Играть его в байопике было бы крайне сложно для любого актера, но оказалось, что единственный человек, способный воплотить литературную икону с такой убедительностью, — не кто иной, как покойный Филип Сеймур Хоффман.
Наряду с Леджером, смерть Хоффмана стала одной из самых болезненных потерь в истории кинематографа. При жизни он широко признавался, возможно, лучшим характерным актером, работавшим в Голливуде. Его роли второго плана в «Счастье», «Почти знаменит» и «Мастере» принесли ему массу похвал. Однако с фильмом «Капоте» Хоффман наконец получил возможность сыграть главную роль.
Актер точно передает странные манеры и интонации голоса Капоте, но истинное мастерство исполнения заключается в том, насколько глубоко Хоффман погружается в роль, играя писателя в самое тяжелое время его жизни, показывая, как его дерзкая бравада сменяется чистой беспомощностью и горем. Когда большинство актеров играют реально существующих людей, это похоже на пародию. Но в данном случае Хоффман был Капоте.
1. Дэниэл Дэй-Льюис — «Нефть» (2007)

Когда киноманы думают о лучших исполнениях в истории кинематографа, классический выбор остается неизменным: Марлон Брандо в «В порту», Джек Николсон в «Пролетая над гнездом кукушки» и Роберт Де Ниро в «Бешеном быке», среди прочих. Однако если есть одно исполнение из последних двух десятилетий, которое заслуживает места среди пантеона легендарных ролей, то это Дэниэл Дэй-Льюис в «Нефти».
В карьере, которая принесла ему репутацию одного из величайших актеров всех времен, фильм, который чаще всего считается его венцом, — не что иное, как эпос Пола Томаса Андерсона 2007 года.
Дэй-Льюис изображает Дэниэла Плейнвью, нефтяного старателя, который оказывается скорее монстром, чем человеком, высасывающим нефть из земли, как молочный коктейль из стакана. Плейнвью полностью поглощен жадностью, что ставит его на курс столкновения с не менее амбициозным проповедником (Пол Дано). Эти два человека представляют два столпа, поддерживающих общество в Соединенных Штатах: капитализм и религию.
Дэй-Льюис знаковый в этой роли, что принесло ему второй «Оскар» за лучшую мужскую роль, третий пришел всего пять лет спустя с еще одним экстраординарным исполнением в «Линкольне» Спилберга. Актер снова объединился с Андерсоном в «Призрачной нити», прежде чем объявить об уходе из актерского мастерства.
Если мы действительно видели последнее из Дэниэла Дэй-Льюиса на экране, то, по крайней мере, он оставляет обширную фильмографию, не имеющую себе равных почти среди любого другого актера, который был до него, и «Нефть» — ведущий пример его гения как исполнителя.
Заключение
Эти десять ролей представляют пик мужского актерского мастерства в современном кинематографе. От хамелеонских трансформаций Дениса Лаванта до монументального величия Дэниэла Дэй-Льюиса — эти лучшие актерские работы мужчин показали, на какие высоты может подняться истинное мастерство. Каждый из этих актеров не просто исполнял роль, а полностью воплощался в своих персонажей, создавая незабываемые образы, которые определили лицо кино 21 века и продолжат вдохновлять будущие поколения артистов.