Признаюсь честно — первый год нового десятилетия не особо радует киноманов. Пандемия серьезно ударила по киноиндустрии, многие премьеры отложены или вовсе отменены. Но именно это время дало мне возможность оглянуться назад и проанализировать, какие лучшие женские роли в кино подарили нам последние двадцать лет.
Я решил разделить свой список на мужские и женские работы — настолько много великолепной игры мы увидели за эти годы. Понимаю, что любой подобный рейтинг субъективен, поэтому сначала упомяну тех, кто едва не попал в мой топ-10: Лейла Хатами («Развод Надера и Симин»), Бьорк («Танцующая в темноте»), Виола Дэвис («Ограды»), Кэти Джарвис («Аквариум»), Анамария Маринка («4 месяца, 3 недели, 2 дня»), Марион Котийяр («Жизнь в розовом цвете»), Сирша Ронан («Леди Берд»), Кирстен Данст («Меланхолия»), Ким Хе-джа («Мать») и Тильда Суинтон («Что-то не так с Кевином»).
А теперь к основному списку.
10. Ялица Апарисио — «Рома» (2018)

Иногда в киноиндустрии появляется настолько особенная работа, что весь мир обращает на неё внимание. Именно такой стала роль в полуавтобиографическом фильме Альфонсо Куарона «Рома». Но вместо истории о собственном детстве в семье мексиканского среднего класса, режиссер сосредоточился на домработнице семьи — Клео.
Для этой роли Куарон целый год прослушивал 110 женщин коренных народов Мексики, пока не нашел 24-летнюю учительницу детского сада Ялицу Апарисио. Удивительно, но до «Ромы» у неё не было абсолютно никакого актерского опыта — она призналась, что пришла на кастинг просто от нечего делать.
В это трудно поверить, глядя на фильм. Апарисио обладает тем редким природным талантом, который другие актеры оттачивают всю жизнь. Несмотря на все трудности, с которыми сталкивается Клео, она решает их с невероятным достоинством. Она становится не только моральным центром фильма, но и опорой для нанявшей её семьи.
Особенно запоминается сцена, где Клео рискует жизнью, спасая детей от утопления — возможно, самый известный эпизод картины. За одну ночь «Рома» сделала Апарисио мировой звездой и иконой для коренных народов Мексики.
9. Кейт Уинслет — «Вечное сияние чистого разума» (2004)

Кейт Уинслет — одна из самых уникальных и признанных актрис 21 века. Известность к ней пришла после «Титаника» Джеймса Кэмерона, но с тех пор она сознательно избегает больших студийных проектов, предпочитая независимое кино с глубоко проработанными персонажами.
Однако научно-фантастическая романтическая мелодрама 2004 года «Вечное сияние чистого разума» стала исключением — и подарила нам лучшую работу Уинслет. Под руководством визионера Мишеля Гондри и по сценарию гениального Чарли Кауфмана фильм рассказывает о бывшей паре, которая снова влюбляется, несмотря на то, что стерла друг о друге воспоминания.
К тому моменту Уинслет уже прославилась ролями сложных, несимпатичных женщин. Поэтому её Клементина Кручински стала сознательной попыткой сыграть против типажа — свободолюбивую девушку, которая меняет цвет волос в зависимости от настроения.
На первый взгляд, роль может показаться стереотипной «девочкой-мечтой маньяка», но Уинслет подчеркивает, что Клементина — глубоко несовершенный персонаж с безрассудным поведением и алкогольной зависимостью. И всё же зрители не могут не очароваться ею, как и её партнер — она одновременно завораживает и трогает сердце.
8. Лупита Нионго — «12 лет рабства» (2013)

За последнее десятилетие мы видели много новых звезд, но вряд ли кто-то произвел такое впечатление дебютной ролью в большом кино, как Лупита Нионго. Её карьера сложилась успешно — от «Звездных войн» до «Нас» Джордана Пила, но лучшие актерские работы начались именно с эпического фильма Стива МакКуина «12 лет рабства».
Нионго играет Пэтси — роль невероятно сложную и травматичную для любой актрисы, поскольку её героиня становится жертвой сексуального, физического и эмоционального насилия. Сила и стойкость Нионго впечатляют — она полностью погружается в роль, оставляя зрителей потрясенными своим душераздирающим исполнением.
Особенно выделяется сцена, где Пэтси противостоит своему жестокому хозяину после того, как покинула плантацию просто за куском мыла, чтобы помыться. Эта сцена настолько пронзительна, что способна довести до слез даже самого черствого критика. «12 лет рабства» — безусловно, тяжелый для просмотра фильм, но каждый должен его увидеть, и именно Нионго находится в самом сердце истории.
7. Шарлиз Терон — «Монстр» (2003)

Если бы мне нужно было назвать актрису, которая определила последнее десятилетие в кино, я бы выбрал Шарлиз Терон. Её успех и в блокбастерах, и в независимых фильмах сделал её одной из самых ценных звезд современного кинематографа. Её работы 2010-х впечатляют: от депрессивной алкоголички до феминистской иконы в «Безумном Максе: Дорога ярости».
Но несмотря на фантастические роли того десятилетия, она пока не создала ничего близкого к совершенству её работы в байопике Патти Дженкинс 2003 года о серийной убийце Эйлин Вуорнос в фильме «Монстр».
Эйлин Вуорнос была бывшей проституткой, которая убила семерых клиентов-мужчин за один год и была казнена за свои преступления. Работу Терон многие годы называют величайшим перевоплощением в истории кино. Актриса набрала 30 фунтов, сбрила брови и носила протезы зубов, став абсолютно неузнаваемой.
Но для меня легендарность этой роли в том, как она показывает Вуорнос как женщину, страдающую расстройствами личности — возможно, это самое реалистичное изображение психического заболевания в истории кино. Терон одновременно пугает и вызывает сочувствие, играя женщину, которая ни на минуту не чувствует себя комфортно в собственном сознании и теле.
6. Сандра Хюллер — «Тони Эрдманн» (2016)

Крайне редко иностранная комедия добивается успеха в англоязычных странах, особенно если её хронометраж приближается к трем часам. Но каким-то образом немецкая комедийная драма Марен Аде «Тони Эрдманн» совершила невозможное.
Фильм получил признание критиков в Европе и Америке, победил в Каннах и на Европейских киноаградах, а затем был номинирован на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Большая часть похвал досталась проработке персонажей, особенно Инес Конради в исполнении Сандры Хюллер — одной из лучших комедийных ролей последних лет.
Фильм следует за отцом-шутником, который отчаянно пытается восстановить отношения с отчужденной карьеристкой-дочерью, создавая экстравагантное альтер-эго по имени Тони Эрдманн. Сначала Хюллер играет строгую Инес как раздраженную отцовскими выходками и фрустрированную сексистской рабочей обстановкой, но постепенно она снимает маску, позволяя себе увлечься абсурдными выходками отца.
Это ведет к тому, что она берет больше власти на работе и видит боль за отцовскими шутками. Впечатляет, что она никогда не скатывается в клише бесчувственной карьеристки — зритель на её стороне и хочет, чтобы она вырвалась из однообразной структуры своей жизни.
5. Эммануэль Рива — «Любовь» (2012)

Карьера покойной великой актрисы Эммануэль Рива определялась двумя невероятными ролями. Первая — её прорывная работа 1959 года в «Хиросима, моя любовь», фильме, который многие критики используют для определения французской новой волны. Вторая пришла всего за пять лет до её смерти в 89 лет — в фильме Михаэля Ханеке «Любовь».
Эта роль принесла Риве наибольший успех, включая BAFTA и «Сезар» за лучшую женскую роль. В фильме Рива играет пожилую женщину, перенесшую инсульт, который парализовал правую сторону её тела. Её муж (легендарный Жан-Луи Трентиньян) изо всех сил пытается за ней ухаживать, но напряжение от её постоянно ухудшающегося здоровья становится для него непосильным.
Фильм душераздирающий от начала до конца, особенно исполнение Рива — женщины, которая несмотря на хрупкий внешний вид, полна решимости прожить остаток жизни на своих условиях. Это одновременно вдохновляющая и трагическая работа — Рива изображает Анну как волевую принципиальную женщину, твердо стоящую на том, что не хочет попасть в дом престарелых.
По мере развития сюжета зритель все больше надеется, что желание Анны исполнится, поскольку её глаза, когда-то полные жизни, становятся все более пустыми и безысходными. Невозможно смотреть фильм, не думая, что Рива на самом деле размышляет о собственной смертности.
4. Кейт Бланшетт — «Кэрол» (2015)

Этот вопрос можно долго обсуждать среди киноманов, но если бы мне нужно было назвать лучшую актрису, работающую сейчас в Голливуде, я бы выбрал Кейт Бланшетт. Её работа как в больших блокбастерах, так и в независимых арт-хаус картинах не имеет равных. За последние два десятилетия она заслуженно выиграла два «Оскара» за «Авиатора» и «Жасмин», получив признание критиков в других сложных ролях.
Однако если бы мне нужно было назвать её лучшую работу, это была бы романтическая драма Тодда Хейнса 2015 года «Кэрол». Фильм происходит в Нью-Йорке 1950-х и следует за титулованной Кэрол (Бланшетт), гламурной женщиной, переживающей тяжелый развод и вступающей в запретную связь с молодой женщиной Терез (Руни Мара).
Как и большинство работ Тодда Хейнса, титана ЛГБТ (запрещено на территории РФ) -кинематографа, «Кэрол» — провокационный фильм, затрагивающий сложные эротические темы. Исполнение обеих ведущих актрис экстраординарно, но именно Бланшетт крадет шоу. Она играет Кэрол как женщину, которая была вынуждена подавлять свои истинные чувства годами из-за брака и общества, но все же умудряется соблазнить Терез одним взглядом или простым жестом.
Работа Бланшетт — мастер-класс сдержанности; её глаза рассказывают о персонаже больше, чем слова когда-либо смогли бы, показывая и чистую страсть, и интенсивную боль женщины, которой есть что терять.
3. Эллен Бёрстин — «Реквием по мечте» (2000)

С карьерой, охватывающей почти пять десятилетий, Эллен Бёрстин прочно утвердилась как одна из самых уважаемых ветеранов-актрис, которая продолжает работать. После становления ведущей актрисой в легендарную эпоху Нового Голливуда, её самые заметные роли пришлись на признанную классику: «Последний киносеанс», «Изгоняющий дьявола» и «Алиса здесь больше не живет», последний принес ей «Оскар» в 1975 году.
Двадцать пять лет спустя она объединилась с Дарреном Аронофски в его наркотической драме «Реквием по мечте», где Бёрстин создала по-настоящему душераздирающую работу, которую многие киноманы считают лучшей в её карьере.
Бёрстин играет Сару Голдфарб, вдову из Брайтон-Бич, которая проводит дни, поедая конфеты и смотря телевизор. Когда она получает приглашение появиться в своем любимом игровом шоу, она пытается похудеть для телевизионного появления, что приводит к крайне разрушительной амфетаминовой зависимости.
Исполнение Бёрстин, мягко говоря, пугающее — её зависимость выходит из-под контроля все больше и больше, пока её чувство реальности настолько искажается, что её принудительно помещают в психиатрическую больницу. Особенно выделяется сцена, где Сара произносит монолог, объясняющий сыну, каково это — быть старым. Игра Бёрстин была настолько потрясающей в этой сцене, что заставила плакать нескольких членов съемочной группы прямо во время дубля.
2. Наоми Уоттс — «Малхолланд Драйв» (2001)

Дэвид Линч заработал репутацию как, возможно, самый тревожно уникальный режиссер, когда-либо живший. Его работы в кино и на телевидении получили признание за фирменные сюрреалистические образы, похожие на сон.
Один из самых недооцененных талантов легендарного режиссера — его способность создавать незабываемые роли, а затем находить идеальных актеров для их исполнения. Сюда входят Джон Херт как Джон Меррик в «Человеке-слоне», Деннис Хоппер как Фрэнк Бут в «Синем бархате» и, конечно, его частый соавтор Кайл Маклахлан как Дейл Купер в «Твин Пикс».
Однако лучшую актерскую работу он получил от Наоми Уоттс в своем нео-нуарном шедевре 2001 года «Малхолланд Драйв». Уоттс дает не одну, а две невероятные роли в фильме, играя двойную роль. Первая — Бетти Элмс, милая девушка-соседка с мечтами стать голливудской актрисой, которая однажды ночью встречает и подружается с загадочной женщиной, потерявшей память (Лора Харринг).
Вторая роль приходит в финальной трети фильма, где Уоттс перевоплощается в Диану Селвин. Контраст двух ролей совершенно преображающий — Диана одержимая маньячка, которая навязчиво следует за актрисой (также Лора Харринг).
То, как Уоттс умудряется переключаться между двумя совершенно разными ролями, просто захватывает дух, демонстрируя огромный талант в переходе от невинной красоты к испорченному уродству. Эта роль стала прорывом для Уоттс, которая годами боролась за место в киноиндустрии. Но почти как в голливудской сказке, «Малхолланд Драйв» вознес её прямо на вершину.
1. Изабель Юппер — «Пианистка» (2001)

Если бы мы судили о величайшей актрисе в мире прямо сейчас, основываясь на чистой смелости и готовности браться за самые сложные роли, которые только может сыграть актер, то я не думаю, что кто-то из живущих может сравниться с Изабель Юппер.
Известная во всем мире своей невероятной способностью передавать различные эмоции с величайшей легкостью, она может быть смешной и очаровательной в одну минуту, а затем ледяной и презрительной в следующую. Её работа в этом столетии была на высоте — её двойные усилия в 2016 году с «Она» и «Будущее» получили единодушную похвалу.
Однако её лучшая работа на сегодняшний день пришлась на 2001 год в сотрудничестве с давним коллегой Михаэлем Ханеке в фильме «Пианистка». Как и большинство фильмов Ханеке, «Пианистка» — нелегкий просмотр. Однако это обязательное кино для всех, кто хочет увидеть одну из величайших ролей всех времен.
Юппер играет незамужнюю учительницу игры на фортепиано, чье крайнее одиночество и сексуальное подавление приводят к садомазохистским фантазиям об одном из её учеников. Юппер играет роль с идеальным сочетанием холодного интеллектуализма и интенсивного страдания, в конечном итоге поглощенная похотью и желанием до полного психотического срыва.
Финальная сцена — возможно, лучший пример актерского мастерства, когда-либо запечатленный на пленке. После того как её отвергает и игнорирует ученик, который изнасиловал её накануне вечером, она наносит себе удар ножом в плечо. Её мазохистская переносимость боли и ненависть к себе объединяются, создавая самое душераздирающее изображение отчаяния, когда-либо виденное в кино.
Юппер часто хвалят за бесстрашие, которое она проявляет в своих ролях, и в случае с «Пианисткой» трудно представить любую актрису прошлого или настоящего, которая могла бы сравниться с её храбростью в этой роли.
Заключение
Эти десять ролей представляют вершину женского актерского мастерства в современном кинематографе. Каждая из этих актрис не просто играла — она жила своими персонажами, создавая незабываемые образы, которые определили лицо кино 21 века. От пронзительной уязвимости Эммануэль Рива до безумной храбрости Изабель Юппер — эти женщины показали, на что способно истинное актерское мастерство.